пятница, 26 августа 2011 г.

Мысль 74: "Двойной удар"

Госпожа Работа подкинула мне вчера суровое испытание на прочность. Наверняка каждый врач очень хорошо помнит как первую спасенную им жизнь, так и первую смерть... Что бы кто ни говорил, но эти события воспринимаются очень эмоционально: ощущение едва ли не эйфории после первого спасенного пациента, а когда приходит время вкусить обратное - многие переживают это очень и очень трудно.
Вчерашнее очередное дежурство не задалось с самого начала: непонятное барахтанье в куче бумаг, растянутое написание назначений, а потом - тут же в оперблок. Прямой причиной всему этому послужил пациент, попавший в ДТП и, само собой, поступивший накануне в наше отделение. Надо сказать, пребывал он в крайне тяжелом состоянии: серьезнейшая черепно-мозговая травма, многочисленные как видимые, так и внутренние повреждения. Как он смог всю ночь продержаться до приезда нейрохирурга - это меня порядком удивило. В общем, было решено оперировать беднягу. Наркоз был едва ли не на честном слове. Сочетанная травма головы и груди не позволяла вообще применить ингаляционные анестетики. Добрых полтора часа пришлось держать пациента сугубо на наркотических анальгетиках, транквилизаторах и больших дозах гормонов. Но усилия оказались не напрасными: операция была на самом деле нужна + пациент успешно был возвращен в реанимацию для дальнейшего лечения. Но радость на этом резко заканчивается. Несмотря на поставленные хирургами плевральные дренажи, спавшиеся от гемо- и пневмоторакса легкие расправить если и удалось, то в очень незначительной степени. Даже интенсивная вентиляция легких не могла в полной мере насытить кровь кислородом по все той же причине. Интубационная трубка по объективным причинам держалась в гортани лишь с Божьей помощью, во рту - кровавое месиво из откушенных кусков языка, на кардиомониторе - бешеная, ничем не купируемая тахикардия. Вот при таких условиях мне страх как хотелось продержать этого несчастного умирающего человека хотя бы до конца своей смены, сотворить чудо и буквально выцарапать явно умирающего пациента из того света. Увы, суровые обстоятельства порой бывают сильнее возможностей реаниматолога - этому моему желанию не суждено было осуществиться. Но об этом чуть позже...
Недаром говорят: "Беда приходит именно оттуда, откуда совсем ее не ждешь". Очередное подтверждение этому не заставило себя долго ждать. Уже неделю в нашей реанимации пребывал другой пациент. К пенсионному возрасту он подошел с целой россыпью грозных болезней и не менее грозных их осложнений. Поступил он в наше отделение в жалком состоянии: реагировал только на болевой и температурный раздражитель вялыми движениями рук и открыванием глаз. Те 7 суток прошли в самой настоящей схватке с выраженной артериальной гипертензией, последствиями уже четвертого по счету инсульта и с проявлениями декомпенсированного сахарного диабета. Поначалу успех в лечении был заметным: дедушке удавалось регулировать концентрацию глюкозы в крови, возвращать к норме показатели артериального давления + удалось добиться даже того, что он начал словесно реагировать на осмотр и просьбы показать язык или сжать пальцы в кулак. С учетом того, что последний инсульт оказался очень обширным, выполнение даже таких простейших просьб - уже само по себе прогресс. Функционирование дыхательной системы не вызывало каких-либо опасений, поэтому вопрос о том, чтобы переводить тяжело больного пенсионера на искусственную вентиляцию легких, даже не рассматривался. Но печальный исход дел пришел с другой стороны. Внезапно у дедушки сорвался сердечный ритм. Мероприятия, направленные на устранение этого нарушения, эффекта не давали вообще никакого. Пока я на пару с кардиологом пытался найти решение возникшей проблемы, пациент внезапно дал остановку сердца. Все произошло по "классике жанра": выраженная тахикардия в одно мгновение сменилась на прямую линию - в эту же секунду начались реанимационные мероприятия, которые, в конечном счете, успехом не увенчались. Таким вот образом на моем дежурстве в стенах реанимационного отделения возник первый летальный исход.
Однако, этого случая смерти-злодейке оказалось мало. Пришла очередь того пациента, о котором я написал выше. Ситуация во многом походила на смерть пенсионера: та же внезапная остановка сердца, те же реанимационные мероприятия, тот же результат... Буквально за 3 с небольшим часа реанимация не досчиталась двух своих пациентов, и такой поворот событий стал для меня самым что ни на есть потрясением. Честно, я не был готов к такому двойному удару. Я просто не ожидал, что мне придется в итоге хоронить именно тех, кого я всеми возможными силами пытался оставить на этом свете. Это на самом деле очень обидно, когда на фоне казалось бы положительного эффекта лечения в одночасье все разваливается, и пациент тихо уходит прямиком на Суд Божий. Мне безусловно жаль этих людей и их многочисленных родственников, но в отношении своих пациентов у меня свои задачи: спасти им жизнь и побороть их болезни настолько, насколько это в моих силах. А когда сложнейший труд в итоге оказывается напрасным - на душе в конце концов образуется неприятный осадок от ощущения того, что ты оказался слабее болезни, с которой тебе же поручено отчаянно бороться.
Честно говоря, мне кажется, что со временем я к таким вещам буду относиться гораздо проще. Работа реаниматолога любит невозмутимость и решительность - так что я рассчитываю на время и свой накапливающийся опыт. Сейчас они - мои самые верные помощники...

Настроение: 87%
AIMP: Rage Against the Machine - Wake up

Комментариев нет:

Отправить комментарий